Транскам: Мечта Рутена Гаглоева
Транскавказкая автомагистраль (Транскам)- это главная транспортная артерия Осетии, которая проходит сквозь Кавказский хребет через Рокский туннель. Транскам — дорога соединяющая Северную Осетию с Южной Осетией. Это дорога одна из последних советских построек века, которая изменила историю Южной Осетии наперекор Грузии. Транскам построен в 1989 году, в последние годы существования Советской Власти. До создания этой дороги Северная Осетия связывалась с Южной Осетией лишь посредством горных троп. Идея строительства дороги, объединяющей две Осетии, издавна будоражила лучшие умы просвещенной части осетин по обе стороны хребта, одним из них был Гаглоев Рутен Нестерович юго-осетинский советский писатель, поэт, общественный деятель, инженер, разработавший проект строительства Транскавказской магистрали. Сегодня 12 февраля исполняется 135 лет со дня его рождения. Рутен Нестерович Гаглоев родился в селении Сидан Джавского района в 1888 году. Хронология его учебы началась в русской школе, далее в Тифлисской гимназии и заканчивается в 1913 году высшим техническим училищем. Первый свой взнос в развитие Осетии Рутен делает, когда пробивает Кехвскую скальную теснину и устраивает там широкую и безопасную полку дороги, вместо узкой тропы на отвесной скале. Рутен Несторович за короткий срок становится авторитетом для Джавского и Цхинвальского ущелий. После Октябрьской революции по решению Юго-Осетинского ревкома Рутен Нестерович приступил к строительству открытой колесной дороги через Магский перевал. Бурное развитие политических событий не дало возможности Рутену достроить указанную колесную дорогу. Отношения грузин и осетин были подорваны провокацией со стороны установления советской власти в Грузии, с Южной Осетией начались кровопролитные бои. Рутена Нестеровича арестовали в 1920 году вначале меньшевики, а затем свои по вымышленным причинам. После ареста он попадает за границу, откуда в 1928 году по ходатайству руководства молодой Южной Осетии отзывается. Будучи за границей — в Польше, он составляет схему перевальной дороги через Рокский перевал. По приезду на Родину сразу приступает к строительству Южного участка шоссейной дороги «Зарамаг-Ванел», начатое на основании решения Союзного правительства СССР. В момент решения вопроса проложения дороги открытым пересечением перевала или тоннелем в 1930 году он приступил к разработке Южного портала тоннеля, но вскоре поступило указание о приостановке строительства тоннеля. Враги направления Рокской перевальной дороги не дремали, и по их предложению автошоссейная дорога была приостановлена строительством, предлагая в замен устройство железной дороги. Это, соответственно, означало затягивание решения вопроса на долгие десятилетия. После приостановки строительства он написал рукопись книги, где четко прослеживается его бесконечная любовь к его разрозненной Родине, обездоленному народу. Книга явствует характер и мысли тех поколений, которые не допускают процветание Осетии в разделенном виде. В 1930 году Рутен Гаглоев производит первый взрыв на Южном портале начавшегося строительства тоннеля. Однако недоброжелатели объединения двух Осетий, «не спали», в результате чего строительство было прекращено. В 1937 году его в очередной раз арестовывают и в числе первых репрессируют, но на сей раз пожизненно. Осуществить мечту Рутена Гаглоева Нестеровича взялись- Серо Санакоев, Александр Джатиев, Симон Такоев, Заурбек Калоев, Александр Кабоев, Харитон Каргиев и многие другие. Рутен Гаглоев оставил след в истории перевальной дороги, да и вообще в истории самой Осетии. Также он оставил после себя упомянутую рукопись «Осетинская перевальная шоссейная дорога», которая пролежала 73 года до ее выхода в свет. Эта рукопись дошла до нас, пережив годы жесточайших репрессий 1937-1938 годов, когда, как уже упоминалось, арестовали самого Рутена, и пряталась рукопись то в одном месте, то в другом, его молодой супругой Надеждой Николаевной Цховребовой. Рукопись Рутена Гаглоева была издана брошюрой, с размещением в ней карты-схемы, составленной во время его пребывания в Польше. Сегодня в Осетии имя Рутена Гаглоева известно всем. Разработанный им проект дороги считают наиболее успешным из всех существующих. Дорога по его проекту прошла через Рокский перевал и получила название Транскавказской магистрали. Самая важная часть дороги — тоннель, пробитый в толще хребта. Его длина — почти 4 километра. С юга и севера строители шли навстречу друг другу. И, наконец, 4 ноября 1981 года были пробиты последние метры тоннеля. Южный и северный отряды строителей соединились. Рутен Гаглоев прекрасно разбирался в рельефе местности, и, обладая безошибочным техническим чутьем, умел соединить дерзость замыслов с точно выверенным математическим расчетом. 27 ноября 1984 года считается днем ввода в эксплуатацию Транскавказкой автомагистрали. По трассе пошли автомобили. Завершилось эпопея строительства дороги с тоннельным пересечением, эпопея длившаяся больше века, история полная драматизма. Сегодня это автомобильная дорога протяженностью 164 км находится в введении Комитета по строительству и эксплуатации автомобильных дорог РЮО. В любое время суток, невзирая на погоду и сложные условия, дорожная служба готова выехать на место схода лавины или камнепада. Организация РГУП «Дорэкспострой» следит за содержанием дороги и обеспечивает безопасность движения по автомобильной трассе с проведением комплекса профилактических мероприятий.